Что делать, если грузоотправитель не успел вовремя оформить документы для морской перевозки и отправить оригиналы коносамента грузополучателю, но груз уже прибыл в место назначения? Выход есть. Можно воспользоваться услугой «телекс-релиз».
Коносамент – договор транспортной перевозки, так называемая, «расписка». Без него получить груз в месте доставки – невозможно.
Коносамент (сокращённо к/с), по-английски Bill of Lading (сокращённо BL или B/L) — основной документ международного образца при морских и мультимодальных интернациональных перевозках. Является подтверждением заключения договора морской перевозки, распиской о принятии груза, а также основанием для выдачи груза в порту назначения.
Всего разделяют 4 основных вида коносаментов: океанский (главный), фидерный (транзит), мультимодальный и драфт (предварительный).
Разберём чуть подробнее:
- Океанский – основной коносамент, выдаётся морской линией, которая осуществляет перевозку. По его оригиналу можно забрать груз из порта назначения.
- Фидерный коносамент должен быт предъявлен на таможне, если груз едет транзитом, через другой порт со сменой судна.
- Мультимодальный используется при перевозках с использованием нескольких видов транспорта. В нём указывается информация про маршрут, начальный и конечный пункты.
- Драфт коносамента – это черновик. Перевозчик заполняет его предварительно и отправляет для проверки данных, юридической силы он не несёт.
Но бывают случаи, когда ограничиться коносаментом невозможно:
1. Нарушены сроки оформления документов;
2. Отсутствует необходимость подтверждать оплату (получатель – дочернее или аффилированное лицо грузоотправителя);
3. Отправлять оригиналы грузополучателю желания нет, так сказать, себе нужнее.
Тогда в игру вступает телекс-релиз – это внутренний документ океанской линии, по нему можно получить груз быстрее и без коносамента.
Услуга телекс-релиз платная – примерно 75$. При этом вам не нужно будет тратить деньги на курьерскую доставку документов и переживать об их утери или задержках.
Но обязательно стоит учитывать, что забрать груз сможет только получатель или официальный представитель, который указан в оригинальном коносаменте.
Как это конкретно работает?
После того, как товар загрузят на борт судна и выпустят океанский коносамент, документы нужно будет отнести не на почту или в курьерскую службу, а в офис морской линии. Они проверят данные и передадут в порт прибытия, что груз, указанный в коносаменте, разрешено выдать указанному в нём получателю. На коносамент поставят штамп и в этот момент он уже будет считаться сданным.
И в момент, когда груз приедет из точки «А» в точку «Б», все будет готово: получатель определён, оригинал предъявлен. Вам останется только забрать груз.
Также получается, что телекс-релиз даёт определённые гарантии, как грузоотправителю, так и получателю. У всех на руках есть документы, все спокойны и уверены в исполнении обязательств друг друга.
Пользовались услугой, нашли какие-нибудь серьёзные недочеты?